Весной Андрей Костин, глава ВТБ и председатель совета директоров ОСК, предложил президенту ограничить работу «ветхого» флота. Идея ожидаемо получила развитие и сейчас рассматривается правительством.
▶️С 2030 года запретить допуск в морские порты судов старше 40 лет.
▶️Для российских судов старше 30 лет ввести ежегодное освидетельствование на соответствие требованиям безопасности судоходства, для иностранных — предъявление аналогичного свидетельства, выданного уполномоченной российской организацией.
▶️С любых судов старше 30 лет взимать повышенные портовые сборы, в т.ч. экологические.
▶️За экологический ущерб, повреждение инфраструктуры портов и т. д. ввести минимальные страховые суммы и суммы иного финансового обеспечения гражданской ответственности судовладельцев.
▶️Создать реестр страховых компаний, без страхового покрытия от которых в порты не пускать.
▶️Ответственность за соответствие требованиям по безопасности судоходства и защиты окружающей среды возложить на операторов терминалов и грузовладельцев.
▶️Для финансирования льготного лизинга судов предусмотреть для ОСК 197 млрд рублей в бюджете 2026-2028 гг., а судовладельцев стимулировать к утилизации старого флота низкими ставками (не более 3% годовых в рублях).
Напомним, сейчас программа льготного лизинга судов реализуется ГТЛК, а Минпромторг и ОСК желают этот кусок пирога забрать себе.
Пока никаких решений не принято. Для начала составят реестр судов, попадающих под списание. Когда станет понятен масштаб задачи, сформируют предложения по продлению и расширению программы льготного лизинга.
Скорее всего, в обозримой перспективе предлагаемые ограничения коснутся флота речного и смешанного (река — море) плавания — средний возраст судов в этих сегментах превышает 40 лет. А вот масштабное обновление крупнотоннажного флота пока невозможно — верфи не готовы.